ГлавнаяСтатьиАлександр Шевченко: Церковь и гражданское общество (В чем состоит высшая добродетель?)

Александр Шевченко: Церковь и гражданское общество (В чем состоит высшая добродетель?)

Александр Шевченко: Церковь и гражданское общество (В чем состоит высшая добродетель?)

Эта статья написана в расчете на людей, представляющих из себя церковь. Это значит, что наш разговор предполагает духовный взгляд на физический мир. Я имею в виду, что нам иногда придется отметать в сторону очевидные логические умозаключения светских людей, чтобы добраться до истины.

На мой взгляд, наибольший подвох, засада, в которую попала церковь, скрыта именно в борьбе за справедливость. На этой мине подорвались многие христиане. В борьбе за справедливость начинались чуть ли не все войны между людьми. Справедливость в большой цене, но не справедливость является самой большой добродетелью.

Все хотят справедливости, а Бог хочет победы над злом

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:41).

Все три образа, которые здесь использует Христос, говорят об одном: не противься злому! Почему так, а не иначе ставится вопрос? Это же вопреки справедливости! Это во что же мир превратится, если таких наглецов не ставить на место? Прежде всего, никто не сказал, что они не будут наказаны. В том то и вся проблема, что мы, как церковь, подчас занимаемся не тем, чем должны. Для поддержания дисциплины есть соответствующие органы власти. Весь мир лежит во зле. Все хотят справедливости, а Бог хочет победы над злом. Справедливость в виде мести причиняет бесконечные страдания людям. Кто-то должен разорвать этот порочный круг. Бог рассчитывает на церковь. Кроме нас, у Него нет никого, кто бы осилил такую задачу. В чем же секрет победы? «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Быть побежденным злом - значит воздать злом в ответ на зло. Справедливость в данном случае предполагает воздаяние, т.е. отмщение.

Церковь обязана провести четкую границу между стремлением к справедливости и учением Христа. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф.5:43-44). Но если бы даже люди и хотели остановить это родовое проклятие мести, у них нет на это силы. Кто-то первым должен простить обидчика, а это уже несправедливо. Когда же совершается «справедливое» возмездие, мы вовсе не обезоруживаем противника, но вооружаем его еще больше.

Зло может только злить

В мирском понимании победить – значит ликвидировать врага. В христианском понимании победить – значит завоевать его сердце. Любовь обезоруживает, а справедливость вооружает. Вот почему Христос велел подставить щеку ударившему тебя и отдать не только рубашку, но в придачу и верхнюю одежду. Опять-таки, повторюсь, это учение не для мира, а для церкви, которая должна мечтать не о торжестве справедливости, а о торжестве любви.

В книге «Из далекого края» Петр Ильин рассказывает о своих предках, бежавших из России в Китай. В частности, автор вспоминает о том, как уверовали его дедушка Яков и бабушка Пелагея. Услышав весть о Христе, Яков принял Его в свое сердце и пережил чудо возрождения. Он перестал посещать местную православную церковь, за что подвергся большим унижениям со стороны своей жены. По совету своего отца Пелагея каждый вечер, когда Яков молился перед сном, выливала ему на голову свиные помои. После каждой молитвы Яков шел мыться. Так продолжалось три (!!!) месяца. Устав от бесполезных попыток вернуть мужа в лоно православия, Пелагея снова побежала за помощью к отцу. Он посоветовал ей взять палку и избить мужа публично перед всей общиной христиан, куда он ходит на молитвы. Следуя напутствиям отца, женщина в тот же вечер пошла в маленький дом, где собирались верующие «сектанты». Вбежав в комнату, она занесла палку над мужем, который вместе со всеми стоял на коленях и молился Богу. Случилось непредвиденное. Палка сама вывалилась из ее рук, и она зарыдала во весь голос: «Я мерзкая! Прости меня! Как я могла тебя так унижать? Я хочу того, что имеешь ты!» В тот вечер она приняла Иисуса в свое сердце и полностью изменилась.

У людей того времени не было никакой духовной литературы, не было семейных психологов, консультантов и адвокатов, как у нас сегодня. При этом было смирение Якова перед Богом и доверие Ему, что не преминуло явиться благодати Божией во спасение души его жены Пелагеи.

Как видите, справедливость не решает всех вопросов. Справедливость же, которая помогает обиженному и при этом не мстит его врагу, уже не справедливость, а любовь.

Легко быть Моисеем, когда заступаешься за брата перед египетским надзирателем. Но на чью сторону ты станешь, когда брат бьет брата?! По большому счету, вопрос в том, как церковь должна воспринимать людей. Государства делят всех на чужих и своих. Церковь видит всех людей одинаково. Государств много, а Церковь одна, как и Бог один. Чтобы уметь видеть душу человека прежде его национальности, церкви необходимо преодолеть интересы национальные ради интересов вечности.

«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1Тим.5:20-21).

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ – предвзятое, заранее сложившееся отрицательное мнение о ком-либо, чём-либо (Большой толковый словарь).

ПРЕДВЗЯТЫЙ –сложившийся заранее, до ознакомления с кем-либо, чем-либо, без учёта действительных фактов; пристрастный (Большой толковый словарь).

Предубеждение или предвзятость может привести к лжесвидетельству, даче ложных показаний. Это происходит на почве личной неприязни, а не на основе факта вины. Именно по этой причине Апостол Павел заклинает (что есть высшая форма просьбы) остерегаться предубеждения и пристрастия в работе с душами людей. (Концепция служения церкви«Дом Хлеба»)

Прежде чем подать голос за правду, церковь обязана тщательно выверитьи отделить правду Божию от правды человеческой. Здесь самый трудный экзамен для церкви. Она не может стоять на стороне интересов отечества, но на стороне интересов Бога. Церковь – Божия! «Он приобрел [ее] Себе Кровью Своею» (Деян.20:28).

Корень проблемы не в аргументах, якобы дающих право быть злым, но в сердце
«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:1-3).

Когда человек внутренне раздражен, его раздражают все и вся. Кто-то точно подметил, такому даже соловьи жить мешают. Малейшего повода достаточно для конфликта. Парадокс заключается в том, что такой человек даже не подозревает, что корень проблемы не в аргументах, которые якобы дают ему право быть злым, но в его сердце. Для злого даже Бог злой, хотя «никто не благ, как только Один Бог» (Мф.19:17). При этом человек искренне гневается, проклинает и ненавидит. Он неуступчив, потому что прав в своих глазах. Борец за «правду»!

Но в этом случае искренность субъективна, а значит, обманчива, и только любовь объективна. Знаете почему? Потому что любовь ищет не своего, а пользы ближнего.

Борьба за «справедливость» нас всех уничтожит

В мирском понимании именно сила является самым простым способом остановить вражду. Пути к победе в понимании мира и в понимании Бога противоположны один другому. Путь к победе в понимании мира заключается в ликвидации противника. Нет человека – нет проблемы. При этом мы не хотим признавать, что вражда, как состояние внутреннее, всегда найдет повод для самовыражения. Линия фронта проходит через душу каждого из нас. Даже враждуя с Богом, мы ищем виновных на стороне, чтобы оправдать себя. Так, Каин, убивая Авеля, думал, что это брат виновен в его проблемах в отношениях с Богом. Но правда в том, что все обстоит с точностью до наоборот. Без мира с Богом не может быть мира с окружающими.

Если люди, носящие одну фамилию, некогда безумно влюбленные друг в друга, могут до безумия ненавидеть, подозревать и даже убивать один другого, что тогда говорить о государствах? И главное, убивать с чистой совестью, с молитвой о защите себя и о поражении врага! Как одна так и другая сторона!

Нет выхода из такой ситуации. Борьба за «справедливость» нас всех уничтожит. Этот поединок закончится на 12 раунде полным истощением сил соперников. Не будет славного конца. Ибо славный конец в том, чтобы остаться обиженным, чтобы не мстить за себя, чтобы не воздавать ругательством за ругательство, чтобы молиться за обижающих и гонящих нас.

Каждый зализывает свои раны, чтит своих героев, питает собственное эго, клевещет на ближнего и при этом не думает о страданиях самых незащищенных: детей, женщин и стариков. Таков итог борьбы каждого за свою правду.

В устах церкви послание мира! Примирение между людьми неукоснительно начинается с примирения с Богом. Иначе быть не может. Христос первый назван Примирителем, Которому покорятся народы. Примирив враждующий мир с Богом, Христос, «дал нам слово примирения, и мы, посланники от имени Христова просим, примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления во Христе Иисусе» (Фил.4:7). «Блаженны миротворцы, ибо они наречены будут сынами Божьими» (Мф.5:9).

afmedia.ru

↓ Комментарии посетителей (1)
[ Показать комментарии ]

Добавьте собственный комментарий
Автор

Комментарий

Андрей Болдарев
17.01.2016
Замечательная статья!Очень актуальна и своевременная,особенно в свете последних событий.Я уверен,что к библейским принципам,изложенным в статье,нужно прислушаться нам всем,пока ещё не поздно..
Страницы, близкие по смыслу

 Последние новости