ГлавнаяТворчествоВыбор, подготовка и рукоположение служителя

Выбор, подготовка и рукоположение служителя

Выбор, подготовка и рукоположение служителя

В этом уроке я хочу дать направление, в котором нужно двигаться для того, чтоб мы могли подготовить, выбрать и рукоположить служителей для Царства Божьего. Каким образом мы делаем выбор? Ранее, на 1-м курсе, я проповедовал на тему: «Как узнать свое призвание?». Тогда мы говорили о трех способах:

  1. Иногда Бог, Сам непосредственно, открывает это человеку. Как пример, служение Моисея. Его никто не рукополагал, ему никто не говорил, что нужно делать, а Бог лично к нему обратился и сказал, чтоб он вывел народ из Египта.
  2. Иногда это может происходить через человека. Как пример, избрание на царство Давида. На него указал и его помазал пророк Самуил, через откровение, которое он получил от Бога.
  3. Иногда выбор делает непосредственно сам человек. В этом случае мы можем посмотреть на поведение человека, на его жизнь, на его способности и, таким образом, определить, что этот человек может быть служителем. И такой вариант тоже от Бога.

Чтобы сделать правильный выбор, первое, с чего нужно начинать, – это молитва. Даже тогда, когда в домашней церкви есть человек, глядя на которого мы видим, что он потенциальный служитель. В любом случае его кандидатуру нужно представить перед Богом. Т.е. прийти в молитве к Богу и сказать: «Я думаю, что этот человек может быть служителем, и вижу Твое помазание на нем, но я это приношу на Твой суд. И если этот человек именно тот, то утверди меня в этом решении, если Ты избираешь другого, то покажи мне это». Т.е. в любом случае обязательно советоваться с Богом.

В 14 главе книги Иисуса Навина говорится о том, как гаваонитяне пришли к старейшинам израильским и заключили с ними завет о том, что Израиль не причинит им никакого вреда. При этом они поступили хитро: взяли старые одежды, положили в сумки заплесневелый хлеб и сказали, что пришли из очень далекой страны, услышали о великих делах Божьих и захотели заключить с ними союз. Но на самом деле это были именно те люди, которые жили в обетованной земле. Господь повелел израильтянам изгнать их оттуда. Но израильтяне, не посоветовавшись с Богом, заключили с ними союз, дали гаваонитянам обещание, что вреда и ущерба им не принесут.

Откроем Ис. Нав. 9:14: «Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили». Поэтому если решение очевидно, все равно будет разумно прийти к Богу и вопросить Его. Необязательно, что Бог скажет: «Нет». В большинстве случаев Бог одобряет, но есть и исключения. Поэтому первое, с чего нужно начинать, чтобы сделать правильный выбор, – это молитва.

Второе, что происходит, мы получаем откровение. Вдруг нам становится ясно, что этого человека избирает Бог. Вчера мы еще этого не видели, а сегодня для нас это стало очевидным.

Откровение бывает двух видов: сверхъестественное и естественное.

Сверхъестественное откровение – это когда непосредственно сам Бог указывает нам на человека. Как пример, избрание Давида. Бог дал откровение пророку, в котором указал на Давида. Как правило, сверхъестественное откровение приходит тогда, когда такого человека невозможно избрать естественным путем. Никто и никогда подумать не мог, что Давид будет царем. И вот, когда Бог знает, что мы никогда не догадаемся, кто Его избранник, Он дает нам сверхъестественное откровение.

Но со сверхъестественными откровениями нужно быть очень осторожными. Нужно иметь опыт и быть достаточно зрелыми, чтобы действительно полагаться только лишь на одно сверхъестественное откровение. Самуил, указавший на Давида, был испытанный и проверенный пророк.

Недавно мне рассказали о курьезном случае. Один брат подошел к женщине и сказал ей, что у него есть откровение от Бога. Она должна быть его женой. На что женщина ответила: «Хорошо, я пойду и спрошу у своего мужа». Ему показалось, что он получил откровение от Бога. Но человек неопытный и духовно незрелый зачастую выдает свои личные желания за Божьи откровения.

На практике, в большинстве случаев мы выбираем служителя и принимаем решение о его рукоположении естественным путем. И это не значит, что такой метод не от Бога.
Когда мы смотрим на людей в своей домашней церкви, в большинстве случаев, очевидно, кто является потенциальным служителем. Потому что в нем проявляются способности, заложенные Богом. В нем проявляется благодать и помазание, данные ему.

Когда Моисей поставил десятиначальников, стоначальников, тысяченачальников, то первый признак, по которому он определял этих людей, как написано, были их способности. Т.е. способности к служению. Исх. 18:21 «Ты же усмотри из всего народа людей способных…». Если мы поставим на служение человека неспособного, то не только для него самого это будет большой проблемой, но и для всего служения в целом. Он будет мучить себя и других.

В одной церкви пастор отказался от служения. Приехали служителя из другого города и, как им показалось, они получили откровение об одной сестре, что она должна взять на себя ответственность за эту церковь. Они ее призвали и рукоположили на служение в этом собрании, хотя она всего несколько месяцев, как пришла в церковь. В результате эта сестра разрушила все служение. В этом случае нужно было просто подумать. Если человек новообращенный, то логично, что он не справится даже с небольшой церковью.

Чтобы определить, кто должен быть служителем, достаточно пронаблюдать за человеком. Откроем 2 Тим. 2:2 «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Опять, речь идет о людях, которые способны. Поэтому первый знак, который от Бога, – это способность человека к служению. Кроме того, служитель должен быть достойным человеком. Т.е. не всякого способного человека можно ставить в служение.

Рассмотрим 1 Тим. 3:1-7 «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» Т.е. если кто-то хочет быть служителем – это хорошо. Далее апостол Павел перечисляет качества, какими должен обладать епископ. Если бы во времена апостола Павла выбирали людей на служение по сверхъестественному откровению, то он сказал бы: «Человек доброго дела желает, но ты помолись и, если Бог тебе скажет, что это именно тот человек, то ставь его в служение».

Но апостол Павел говорит по-другому: «Посмотри на такого человека, и если он соответствует определенным характеристикам, значит, этот человек может быть служителем». Т.е. речь не идет о сверхъестественном откровении. Речь идет о естественном откровении. Иногда то, что делает Бог, настолько очевидно, что не нужно быть слишком умным и духовным, чтобы это понять, т.к. это очевидно.

Рассмотрим Тит. 1:5-9 «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил незаконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». Другими словами, задача Тита была в том, чтобы поставить или назначить служителей. Далее апостол Павел перечисляет качества, какими должен обладать потенциальный служитель. Если бы речь шла о сверхъестественном откровении, то необходимости указывать на эти характеристики просто не было бы.

Когда Бог избирал Давида, Он не перечислял пророку Самуилу качества того, кого нужно было помазать на царство. Бог конкретно в этом случае указал на личность. И никто даже не догадывался, что Давид может быть царем. Поэтому в этом случае нужно было сверхъестественное откровение. В большинстве случаев в таком сверхъестественном откровении необходимости нет.

Иногда, когда мы ставим в служение людей, некоторые слишком «духовные» люди спрашивают: «А вам это Бог сказал или вы это сами от себя делаете?». Так вот, если мы видим, что человек способен к служению и он достоин того, чтобы быть служителем и в этом есть нужда, это и есть откровение от Бога.

Я приведу простой пример: в церкви 30 человек, есть фортепиано и нужен кто-то, кто смог бы играть на нём. Из всей церкви есть только один человек, умеющий играть. Я не думаю, что нужно сверхъестественное откровение для того, чтоб избрать музыканта. Если он один способен и достоин, как христианин, то очевидно, если есть нужда, что логично посадить его за этот инструмент.

И то же самое, когда речь идет о служителе: первое, человек должен быть способным, второе, человек должен быть достойным.
Если есть нужда, если пришло время разделять домашнюю церковь, то все очень просто. Я еще раз повторю: мы вначале молимся и просим, чтобы Бог указал и открыл такого человека. Следующий шаг, после получения откровения, – это непосредственно само решение. Вначале молитва, потом мы получаем откровение (естественным или сверхъестественным образом), и после этого принимаем решение, что этот человек будет служителем.

Откроем Деян. 16:1-3: «Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец – Еллин, и о котором свидетельствовали братья, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою. И, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин». Написано очень просто. Его апостол Павел пожелал взять с собой.

Тимофей – это тот служитель, к которому пишутся послания. Он впоследствии стал большим Божьим помазанником. На основании чего апостол Павел сделал свой выбор? Были хорошие свидетельства от братьев. У Тимофея были способности и авторитет. Павел захотел и взял его с собой, т.е. принял решение. Это откровение не было сверхъестественным, оно было естественным. Т.е. человек был способным и достойным. В итоге получился благословенный служитель.

Откроем 2 Кор. 3:5-6: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить, что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». Бог дает человеку способность быть служителем. Когда у человека есть способности, то они обязательно проявляются.

Каким образом я узнал о том, что могу проповедовать? Очень просто: мне дали возможность и я стал проповедовать. Люди увидели, что у меня есть к этому способность. Я не получал какого-то сверхъестественного откровения и не приходил ко мне пророк. У меня в сердце было желание. Я скажу так: «Человек, которого Бог наделяет способностями, как правило, в сердце своем имеет желание к их применению».

Я помню себя, когда еще не был проповедником. Когда я ложился спать, у меня рождалось очень много проповедей. Я тогда не знал, зачем мне это, когда и где смогу это говорить. Но это приходило ко мне постоянно. И я жалею о том, что тогда не записывал. Просто тогда ещё не имел опыта. Ведь когда читаешь свои записи, то, что Бог тебе открыл раньше, откровение как бы обновляется в тебе, оживает заново. И бывает, что Бог вложил что-то в сердце, и когда ты это помнишь, в тебе это горит. Но проходит время, и ты не можешь вообще ничего вспомнить. Важно фиксировать свои откровения.

Поэтому способности, которые есть у человека, – это, так сказать, рекомендательное письмо от Бога. Бог производит хотение и действие. Бог наделяет способностями быть служителем. И когда эти способности проявляются – это знак от Бога, что этот человек может быть служителем. Еще раз скажу, что в любом случае мы обращаемся к Богу в молитве, чтобы Бог утвердил в этом выборе. И, как правило, слова «нет» мы не слышим от Бога. Такое бывает очень редко.

Еще есть очень важный момент – это согласие на служение самого человека. Один служитель привел ко мне брата из своей домашней церкви и попросил меня благословить этого брата на служение. И когда я только начал разговаривать с этим человеком, в его глазах появился страх. Я спросил его, почему он боится. На что он мне ответил: «А можно я не буду служителем?». Я сказал: «Конечно, ведь служение – это добровольное дело».

Бог не принимает служение, которое не от сердца, в которое человека поставили насильно. Обязательным является условие – у человека должно быть в сердце желание служить. Поэтому апостол Павел говорит, что «тот, кто епископства желает, доброго дела желает». Только после этого мы смотрим на способности человека и достоин ли он.

Есть три простых шага для правильного выбора: молитва, откровение, решение.

Для того, чтобы не впадать в крайности, мы должны человека испытать и подготовить. Это очень важно. Каким образом осуществляется подготовка служителя? В 1 Кор. 3:6 апостол Павел говорит: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог». Для того, чтобы подготовить служителя, его нужно насадить и поливать.
«Насадить», значит, наделить человека определенными полномочиями, властью.

К примеру, мы говорим, что сегодня он должен провести молитву перед домашним собранием. Таким образом мы наделяем его властью. Возможно, у него что-то получилось хорошо, а что-то нет. После служения мы ободряем его, указываем на недостатки и говорим, как правильно.

Затем мы доверяем ему в домашнем собрании обсуждение воскресной проповеди и говорим, как это сделать. Доверяя, мы насаждаем. Естественно, что с первого раза не все получается. Опять мы поправляем, указываем на ошибки, вдохновляем и молимся за этого человека. Поступая так, мы поливаем насаждённое. Постепенно Господь взращивает его. Наделяя человека властью, мы даем возможность Богу взрастить его.

Но, что иногда происходит в церквях? Никому ничего не доверяют, а потом в один момент ставят перед фактом: «Ты будешь служителем». Таким образом, человека, так сказать, одного бросают под танки. Если человек никогда не пробовал, не практиковал, то он не сможет служить.

Должен быть такой период, я называю этот период сотрудничеством, когда я как старший служитель возлагаю часть своих обязанностей на будущего служителя, чтоб он мог проявить себя. Но если никому не доверять и не наделять властью, то Бог не сможет никого взрастить. Мы все понимаем, что если картошку не посадить, то она не взойдет.

Такой же принцип и в подготовке служителя. Подготовка служителя происходит не за один день и не за один месяц. Такие правила доступны всем. Сначала человеку дают немного власти. А потом тот, кто верный в малом, ставится над большим. Естественно, вначале у него будут ошибки и т.д., но со временем человек возрастет.
Если мы не будем подготавливать служителей, у нас не будет умножения, не будет разделения домашних церквей. И домашняя церковь начнет деградировать. Если домашняя церковь возрастает до15 человек и более и не разделяется, она разрушается. И это проверено уже не один раз.

Следующий момент – это рукоположение служителя. В русском языке есть два понятия: «возложение рук» и «рукоположение». Это совершенно разные понятия.
Рукоположение – это когда вышестоящий служитель наделяет официальной властью того, кого он рукополагает. Как правило, это делается публично.

Прежде чем совершить рукоположение, нужно дать человеку испытательный срок для того, чтобы он убедился в том, что он действительно хочет и может быть служителем. Т.е. человек должен окончательно определиться в своем решении. Для служителя домашней церкви мы рекомендуем испытательный срок не менее двух месяцев. Для того, чтобы рукоположить районного служителя, мы рекомендуем испытательный срок не менее трех месяцев. Почему это так важно?

Откроем 1Тим. 5:22: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах, храни себя чистым». Это, конечно, не значит, что если я возложил руки на грешника, то я стал участником в его грехах. Это значит, что если я рукоположил человека неспособного и недостойного, то в таком случае я за это несу ответственность. Когда он делает непотребное, я становлюсь участником в его грехах, потому что я его рукоположил.

В книге Откровения есть послание к семи Церквям. Бог, обращаясь к пастору одной из Церквей, говорит: «Я имею против тебя то, что у тебя в Церкви есть Иезавель, которая вводит людей в заблуждение». Т.е. людей в заблуждение вводит не пастор (он говорит правильно и живет правильно), но т.к. у него есть власть, то он может отстранить такую «Иезавель» или допустить ее к служению. И если пастор допускает человека к служению, то он несет ответственность за него.

Поэтому апостол Павел говорит пасторам, чтобы они рук ни на кого поспешно не возлагали. Надо дать человеку испытательный срок, посмотреть на него, на его поступки и когда будет видно, что это способный и достойный человек, тогда его можно рукополагать. Конечно, могут быть ошибки, и от них никто не застрахован. И если произошла ошибка, то у пастора есть власть и право снять такого человека со служения. Церковь имеет власть так поступать. Церковь – это не анархия, где каждый может делать то, что хочется. В каждой церкви есть определенные правила. И если человек хочет быть служителем церкви, то он должен этим правилам подчиняться. У церкви есть определенные доктрины и нельзя говорить служителю все, что ему вздумается, иначе будет бардак.

Еще раз скажу: «Прежде чем рукополагать человека, ему нужно дать испытательный срок и его нужно проверить». Рукоположение совершается таким образом: больший служитель благословляет или рукополагает меньшего.

Если нужно поставить служителя домашней церкви и он прошел испытательный срок, то районный служитель, который стоит над ним, имеет право рукоположить его. Чтобы максимально застраховать районного служителя от ошибки, он должен получить одобрение в своем выборе от окружного служителя. Т.е. нормальный районный служитель посоветуется, прежде чем принять такое решение. Окружной служитель имеет власть дать согласие на рукоположение или запретить это делать. Иногда вышестоящий служитель знает больше, чем районный. И я как пастор иногда знаю о членах церкви то, о чем другие и не догадываются. Есть такие вещи, о которых я даже не могу рассказать, т.к. нарушу тайну исповеди.

Поэтому вышестоящий служитель может дать согласие, а может и не дать. Но ответственность за рукоположение несет районный служитель. Он этого человека видит, общается с ним и испытывал его. Больший служитель рукополагает меньшего. Но больший получает одобрение у еще большего.
Иногда есть такая проблема, когда люди хотят быть служителями не ради служения, а ради положения. Т.е. они хотят иметь определенный статус перед людьми. Я не против положения, но оно должно соответствовать тому, каким есть человек на самом деле.

У нас в церкви есть пастор, есть помощники пастора, есть служителя домашних церквей, районные и окружные служители. Мы специально оставили название «служитель», чтобы подчеркнуть его значение. Его задача служить людям. Не начальствовать, не господствовать, а именно служить.

Некоторые люди страдают титуломанией. Для них очень важно иметь высокий титул. Но название или титул должен соответствовать сути. Мы не должны страдать титуломанией, но в то же время важно понимать, что у каждого человека в церкви есть свой статус. Служитель наделён определенной властью и его положение требует к нему соответственного отношения.

Если это служитель домашней церкви, то все, кто принадлежит к его домашней церкви, должны принимать во внимание его статус. Когда же служитель домашней церкви приходит на общецерковное собрание и группа порядка говорит ему, чтобы он выполнил их требования, то он не должен рвать на себе одежду и заявлять, что он пастор или великий служитель и никому подчиняться не будет. Т.е. в общецерковном собрании есть свои порядки и служитель тоже подвластный человек и должен подчиняться этим порядкам.

Когда я как пастор прихожу в собрание домашней церкви, то я оказываюсь под властью служителя домашней церкви. Он проводит служение, а я гость. Если у меня будут какие-то замечания, я потом это скажу. И эти вопросы очень важно понимать, потому что некоторых служителей слишком «заносит». Если я как пастор даю кому-то право проповедовать в церкви, то в это время я становлюсь просто слушателем.

Также важно понимать, что власть имеет определенные границы. Иногда люди не понимают этих границ: влезают в личную жизнь других, в бизнес, в работу и т.д. Ни в коем случае служитель домашней церкви не должен считать членов домашней церкви своей собственностью. Служитель поставлен служить, люди принадлежат не ему, а Богу. Господь приобрел их для Себя. Заплатил очень большую цену. Это Божья паства. Поэтому мы должны, очень серьезно относиться к тому, кого рукополагать на служение.

Краткий итог всего сказанного:

Для того, чтобы сделать правильный выбор служителя, нужны молитва и откровение. В редких случаях это откровение приходит сверхъестественным образом. Оно необходимо тогда, когда невозможно получить откровение естественным путем.
Обычно откровение мы получаем естественным путем: мы смотрим, чтобы человек был способным и достойным. После этого мы принимаем решение. Мы выбираем человека, насаждаем его и поливаем. И, естественно, должно быть согласие самого человека.

Однажды меня пригласили участвовать в создании церкви. Я молился и постился трое суток в надежде получить откровение от Бога. Ничего сверхъестественного не произошло. Но в конце этого поста у меня в сердце было сильное желание участвовать в создании церкви. Это и было для меня откровением от Бога.

Почему предложение участия в создании церкви поступило именно ко мне? Потому что раньше мне давали возможность проповедовать и старшие служители заметили, что у меня есть к этому способность. Они так же не получили свое откровение сверхъестественным образом. Далее, через пророков, Бог меня утверждал в том, что уже было в моем сердце. Я скажу так: «Бог не приемлет служения, которое не от сердца». Все очень просто: человек должен быть способным, достойным и у него должно быть желание в сердце.

Но прежде чем рукополагать человека на служение, должен быть испытательный срок. Рук ни на кого не возлагайте поспешно. Во время испытательного срока человек практически совершает полноценное служение. А тот, кто гонится за титулом, стремится к должности, а не служению, очень опасен. Кто от всего сердца хочет служить, ему не так важно, рукоположили его или нет, он и так с радостью служит.

Рукоположение лучше делать публично. Районный служитель приходит на домашнее собрание и рукополагает служителя домашней церкви. И прежде чем рукополагать, районный служитель должен получить одобрение от стоящего над ним окружного служителя. При множестве советов состоится любое дело.

Юрий Стогниенко, пастор церкви "Слово Веры" г. Черкассы

slovoveri.org

↓ Комментарии посетителей (0)
[ Показать комментарии ]

Добавьте собственный комментарий
Автор

Комментарий

Страницы, близкие по смыслу

 Последние новости