ГлавнаяСтатьиПравда и мифы о крещенской воде и крещенских купаниях

Правда и мифы о крещенской воде и крещенских купаниях

Правда и мифы о крещенской воде и крещенских купаниях

Всеобщий ажиотаж, связанный с крещенским купанием в проруби, начал в последнее время достигать степени, сравнимой с пасхальным периодом конца перестройки, когда толпы народа сбегались к церкви вне зависимости от веры в Бога и конфессиональной принадлежности.

Вероятно, в подобных массовых забегах и заплывах социологи способны найти элементы группового психоза и самовнушения – однако всякий гражданин, по большому счёту, имеет полное право сходить с ума по-своему. Правда, умом Россию всё равно не понять, а потому крещенское купание стало срастаться даже с извращенными формами российской корпоративной культуры – теперь подчинённые обязаны ехать вслед за начальником к заветной проруби ничуть не менее расторопно, чем на корпоративную пьянку.

Между тем, подавляющая часть населения, считающая крещенское купание в проруби чуть ли не основным обрядовым элементом православного культа, находится в глубоком заблуждении, старательно поддерживаемом той странной религиозной структурой, которая называет себя Русской православной церковью. По большому счёту, массовые заплывы в ледяной реке в пьяном виде вообще вряд ли можно приобщить к религиозной культуре – особенно учитывая то, что большая часть купальщиков в иордани всё остальное время со вкусом и на широкую ногу нарушает все возможные каноны и запреты православия.

Естественно, этим людям совершенно невдомёк, что крещенское купание имеет свои корни вовсе не в христианской, а наоборот – в русской языческой культуре. В русский зимний календарный цикл славянами-язычниками был вписан культ предков – «дзядов», и все обряды были привязаны именно к этому культу, старательно выжигавшемуся и выбивавшемуся как раз Русской церковью. В эти обряды входили многочисленные продуцирующие магические действия: традиционные трапезы, рассыпание зерна, благопожелания первого гостя (полазника), ритуальные пахота и посев, «запугивание» и «бужение» фруктовых деревьев, обряды с домашней птицей и скотом, выпечка ритуального хлеба и пр., а также запреты, связанные с магией первого дня.

В культ предков входили и разнообразные гадания, сугубо языческие по своей сути – которые, кстати, совершенно спокойно воспринимаются современным русским православием и даже во многом одобряются им. Предметом гаданий взрослых, семейных людей служило обычно общее благополучие домашних, будущий урожай, приплод скота, погода, здоровье, а святочные гадания молодёжи касались вступления в брак и предваряли обычное время свадеб.

Во время святочных гаданий у неких сверхъестественных существ традиционно испрашивается судьба и разными способами загадывается, кто в наступающем году будет жив и здоров, вступит в брак и т. д., а кто умрёт. Тема смерти традиционно присутствовала в святочном ряженьи: например, у восточных славян во время зимних посиделок традиционно рядились покойником и Смертью с косой, разыгрывали целые сценки с умиранием и т. д. Сами святки в некоторых местах именовались «мёртвыми, чёрными днями», и так же назывались некоторые отдельные зимние дни. В некоторых местах считали, что «зимние» христианские святые несут гибель и страшные болезни. С целью их нейтрализации славяне прибегали к различным заговорам, обрядам, ритуальным жертвоприношениям, долженствующим умилостивить сверхъестественные существа (обычно святых, а нередко и сами болезни или демонов, вызывающих их) и тем избавить людей от болезней и прочих напастей.

К обрядам же, связанным непосредственно с духами предков, относились традиционные трапезы с призыванием и символическим кормлением умерших; рождественские костры, к которым созывали предков «погреться», элементы колядования и ряженья. Именно из последних, кстати, появился и пресловутый Дед-Мороз.

Большое значение в зимний период придавалось и ещё одной группе обрядов, включавших в себя очистительные действа с водой, объясняющиеся поверьями о нечистоте святочного периода и ритуальных действий этого времени – ряженья, игр и др. Так, в конце святок принято было обливаться водой, обмывать орудия труда и иконы на реке и т. д.; все люди, рядившиеся на святки, также традиционно обмывались на Крещение в проруби, чтобы очиститься от нечистого духа. Большая часть обрядов, связанных с купанием, в языческой традиции предназначалась для отгона и обезвреживания нечистой силы. Зима считалась временем особого разгула многих нечистых духов, и в первую очередь их активность приходилась на святки.

Так, святочный цикл считался временем активности некоторых сезонных персонажей – караконджал, шуликунов и пр.; а помимо этого, в некоторые периоды и дни усиливались также опасные для человека действия домового, лешего, кикиморы, чертей и пр. Усиливалась в период зимних праздников и вредоносная магия ведьм и колдунов: так, например, считалось, что в день св. Анны ведьмы сбрасывают с неба и доят месяц, чтобы увеличить надои своих коров, а также наводят порчу на домашнюю птицу и скот; западные славяне считали, что ведьмы совершают свои козни на св. Люцию, когда они собираются на шабаш; восточные же славяне верили, что козней ведьм следует особо опасаться на святках, в ночь перед Рождеством и во время «страшных» вечеров.

Обряды, изгоняющие нечистую силу и нейтрализующие козни ведьм и колдунов, являлись обязательной частью зимних праздников у всех славян и приурочивались в первую очередь к Крещению и второй половине святок. Защищались в первую очередь дворы и дома, а также домашний скот, который одновременно старались наделить здоровьем и плодовитостью.

Все эти обряды были связаны с представлением о Крещении как о переломном, пограничном времени. Крещение было завершением святок – нечистого, «поганого» и опасного периода. С наступлением Крещения заканчивался краткий период присутствия на земле душ умерших и некоторых сезонных демонов, а также вообще разнообразных нечистых духов; и в сочельник эти сверхъестественные существа как бы прощались с миром и покидали его вместе с отходящими праздниками.

В православной, более поздней традиции, в день Крещения воду при большом стечении народа освящали на ближайшей реке, изгоняя из вод всех находящихся там нечистых духов. Освященную воду из колодца или реки крестьяне старались зачерпнуть поскорее, так как, по поверью, чем раньше наберёшь освящённой воды, тем сильнее будут её магические свойства.

Освящение воды накануне Богоявления, так же, как и в сам праздник Крещения, без сомнения, было связано с легендой о крещении Христа в реке Иордан. При этом у всех славян издревле существовало представление о том, что в ночь накануне великого праздника всякая вода в реках и источниках благословляется и освящается самим Богом, и в мире творятся всякие чудеса: на мгновение «открываются небеса», и у человека, увидевшего это чудо, исполняется любое желание; перестаёт дуть ветер, животные начинают разговаривать человеческими голосами, сны оказываются вещими, на деревьях появляются цветы и зреют золотые яблоки, святые спускаются на землю и ходят среди людей и т. п. По общеславянскому поверью, вода в водоёмах в самую полночь на Крещение на миг останавливает своё течение и становится чудодейственной, целебной, святой и чистой, «окрещенной»; иногда считали также, что она ненадолго превращается в вино (либо в золото или серебро, в кровь Христову и т. п.).

Распространено было и поверье о том, что если в самую крещенскую полночь вода в проруби сама колыхнётся, «пойдёт волной», то в ней можно увидеть Господне Крещение. Поэтому многие поселяне непременно ходили в это время к проруби за водой, надеясь увидеть чудо, и старались зачерпнуть воды в самую минуту колыхания – такая вода, считали в народе, и есть самая волшебная. Рассказывали, что вода, почерпнутая из проруби в канун Крещения, может снять порчу и исцелить кликушу (т. е. женщину, в которой сидит бес), если только она, набрав воды, пойдёт от проруби, не оглядываясь и читая молитву, а потом будет регулярно пить освящённую воду (в этом случае, считали крестьяне, бес вскорости выйдет из неё).

Подобные предрассудки, хотя и противоречили христианскому канону, однако поощрялись православной церковью, так как наряду с ростом мистических настроений укрепляли устойчивость православного вероучения.

Источник

↓ Комментарии посетителей (0)
[ Показать комментарии ]

Добавьте собственный комментарий
Автор

Комментарий

Страницы, близкие по смыслу

 Последние новости