ГлавнаяСтатьиОтзывы о фильме "Исход" (обновлено)

Отзывы о фильме "Исход" (обновлено)

Отзывы о фильме "Исход" (обновлено)

1 января в белорусских кинотеатрах стартовал показ фильма «Исход: цари и боги», посвященной теме исхода евреев из Египта. Фильм уже успел стать скандальным, его показ запрещен за «сионизм» в ряде арабских стран, в том числе в Египте. Корреспондент Крыніца.info посмотрел фильм и делится своими впечатлениями

Из плюсов фильма можно назвать хорошую графику, спецэффекты и игру актеров. Его можно смотреть, если вы не ставите целью увидеть библейскую историю, поскольку лента лишь основана на библейских мотивах. Самого важного, с моей точки зрения, в ней нет.

Не буду перечислять все неточности. Только самые главные.

Встреча с Богом на Синае. По фильму может сложиться впечатление, что никакого Бога на Синае Моисей не встречал: его просто ударило камнем по голове во время селя — и ему что-то привиделось. Он не снимает своей обуви, так как находится на святой земле, но лежит под слоем грязи и говорит, что у него повреждена нога. При этом Моисей видит некоего мальчика, который говорит, что он — «Я — Сущий» (Исход 3:14). В Новом Завете так себя называет Иисус Христос (ср. Ин 8:58), и было бы логичным если и видеть Господа в человеческом облике, то не ребёнка, а Христа. Ребенок также не даёт более конкретного описания себя (Исход 3:6 — «Я — Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»), из-за чего Моисей даже не может ответить фараону, какой бог его послал. Не призывает он (Господь?) и освободить еврейский народ, но говорит, что ему нужен воин.

Недопонимание между Моисеем и ребенком проходит через весь фильм, при этом Моисей, зачастую не зная воли Бога, спорит с Ним, кричит на Него. Мальчик же представлен как капризный и мстительный.

Что касается казней египетских, то происходят они сами по себе. Фараон и египтяне не знают их причин и должны догадываться о них. В Библии же Моисей с братом Аароном перед каждой казнью приходит к фараону, прося отпустить евреев и предсказывая будущее наказание, если это не будет сделано. Здесь же он выступает как руководитель партизанско-террористического отряда, который лишь дважды приходит к фараону: как ночной вор, чуть не перерезав ему горло, и перед последней казнью. Аарон же просто упоминается несколько раз.

Во время уже непосредственного исхода Моисей продолжает не знать воли Бога и ведет народ фактически наугад, боясь, что привел его к гибели. В Библии же «Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки…» (Исход 14:13). Жезлом же Моисею служит египетский меч, тогда как посох свой он оставил сыну. Не было между израильтянами и египтянами облачного столба, который разделял их. Его роль исполнила еврейская кавалерия (!).

Вообще же во время фильма складывается ощущение, что все казни, расхождение вод – просто чудесное совпадение, благодаря которому ударенному камнем по голове Моисею посчастливилось вывести израильтян.
Были в фильме и другие, более мелкие расхождения с Библией, но вспоминать всех их не имеет смысла.

Полон фильм и исторических неточностей. Авторы фильма взяли за основу версию, что исход происходил во времена фараона Рамзеса II (в Библии фараон не называется по имени), которая считается одной из наиболее обоснованных. При этом в ленте регулярно показывается, как строятся пирамиды, тогда как их перестали строить почти за тысячу лет до того.
По фильму в битве при Кадеше с хеттами Рамзес участвовал в качестве кронпринца. Хотя источники упоминают его уже фараоном. Да и хетты — представители одной из крупнейших и высокоразвитых империй того времени — представлены как воины-кочевники вроде гуннов, монголо-татар и им подобных. Не был столицей во времена Рамзеса II и Мемфис: центром страны был Аварис, а затем Пер-Рамзес, строительство которого и показано в фильме.

Странными выглядят фразы типа о «экономической стороне вопроса», требования равных прав и зарплат для евреев, а также стремление надавить на народ, чтобы он надавил на фараона — живого бога по верованиям египтян. Все это характерно для по крайней мере XIX в. от Рождества Христова, а не для второго тысячелетия до нашей эры.
Так что, если вы хотите увидеть отличные спецэффекты, хорошую 3D-графику и посмотреть на древних египтян, то этот фильм может быть вам интересен, но найти в нем Бога у вас вряд ли получится.

Максим Гацак

Крыніца.info

Как Ридли Скотт евреев из Египта спасал (СМИ)

На экраны страны с большим без преувеличения успехом вышел фильм «Исход: цари и боги». Этот фильм – посвящение Ридли Скотта своему брату Тони Скотту, который покончил жизнь самоубийством на 68-ом году жизни. Считается, что именно смерть брата подтолкнула Ридли подумать о духовном, и так он пришел к созданию фильма «Исход».

Кто еще не смотрел этот фильм, еще имеет такую возможность. Хотя бы для того, чтобы иметь свое мнение о его содержании и смысле. Уже сейчас критики дают этому фильму 8 из 10 возможных баллов, и это достаточно высокая оценка.
Фильм потрясает своими панорамными съемками, костюмами, актерским составом и, конечно, современной графикой…
Посмотрев этот фильм, лично для себя я отметил, что это – картина с большой буквы. Четко прорисованы целые драматические моменты из жизни фараона и Моисея, их соперничество и превозношение, ненависть и боль, страдания. Фильм просто кричит нам о двух культурах: евреи – рабы, египтяне вроде бы не рабы, но и совершенно не свободные люди. Их быт, их жизнь и житейские проблемы – все это показано очень наглядно.

Конечно, для тех, кто внимательно читает Библию, фильм «Исход» далек от канона. Это не библейский фильм, снятый от «А» до «Я» по Писанию. И те, кто сверяет подобные фильмы с Писанием по принципу «не пропадет ни одна запятая», будет глубоко разочарован. Но мы должны понимать, что перед нами личный взгляд режиссера Ридли Скотта и его коллег. Многое здесь показано «между строк». Эдакая фантазия, являющая многое «упущенное» из Писаний. И это вызывает смятение у многих верующих. Как сказал классик, «зритель – лучший критик».
И поскольку многие уже написали свое мнение об этом фильме, мне бы хотелось высказать о нем несколько мыслей. Как говорится, имею право!
Писание учит: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иеремия 15:19). Поэтому я предложу свои мысли, а вы с ними либо согласитесь, либо нет.

Взгляд Голливуда

Как я уже сказал, этот фильм – уникальный взгляд режиссера Ридли Скотта. И мне он очень и очень понравился, особенно в первые 45-50 минут. Описание Моисея в Египте, его карьеры и роста были показаны просто превосходно. Кстати и древние иудейские предания говорят о Моисее, который жил при дворце, был генералом западных границ Египта, а не только тем бородатым мужиком, которого мы видим на картинках и представляем себе с посохом, с мудрым лицом, седовласой бородой и волосами. Уверен, что выросшим при дворце он выглядел точно так, как любой офицер египетской армии, думающий и сформировавшийся как язычник, как египтянин. Поэтому фильм очень реалистично передает его облик. Этот фильм показал нам образ Моисея, о котором многие из нас наверняка и не думали, его быт, его характер и его жизнь.

Экранизация Библии

Еще один интересный момент – как безбожный Голливуд пробует экранизировать Библию. Да-да, именно пробует. Выходит это, с нашей христианской точки зрения, конечно, корявенько, но ведь они пробуют – и это приятно. Голливуд выделяет бюджет в 140 млн. долларов, актеры с мировым именем пробуют показать истории Писаний – все это достойно похвалы. И хотя это не значит, что мы уверовали в эту постановку, отвергнув саму книгу Исход, но это попытка, друзья, и здесь есть, за что им аплодировать, на мой взгляд.

Голос Бога и других богов с экрана

Красной нитью через весь фильм проходит голос Бога и других богов. Мы видим великую империю с множеством богов. Сам фараон кричит в одной из сцен: «Я сам бог!» и это не ново – фараоны действительно считались богами в Египте. Вообще, весь фильм пропитан ментальностью поклонения древним божествами, жрецов, которые толкуют то одно, то другое в попытках понять происходящие и пытаются изменить ту или иную ситуацию. В середине фильма на арену выступает Бог Израиля. О Нем не заявлено как о великом Боге и Спасителе Израиля, но это становится вполне очевидным. Например, в одной из драматических сцен фараон, обращаясь к Моисею, искренне спрашивает его: «Моисей, ты слышишь Бога?» Моисей говорит «Да». Тогда фараон спрашивает: «А какого из них?».
Дальше идет сильное противостояние между Богом и другими богами… Жрецы пытаются переломить суды Господа над Египтом, но ничего не выходит. Бог Израиля твердо решил покарать фараона и его страну, о чем подробно можно прочитать в самой книге Исход. Фильм отлично открывает иную реальность, духовный мир. Здесь говорится популярным языком: смотри, есть невидимый мир, иной, духовный… он гораздо выше того, что видишь и чувствуешь ты, человек!

Мой народ – евреи

Мне, как еврею, было очень приятно видеть, что фильм снят о моем народе, о его страданиях и борьбе, о том, что Бог не забыл Своих слов и как Он дал нам свободу. Я вспоминал слова пророка, который жил после Моисея: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исайи 49:15). Бог не забыл и не забудет мой народ, с которым у Него завет. Во время фильма я ощущал, что и мои предки, мои праотцы по плоти были там, и я был в них, и я рад, что сегодня вспомнили о моем народе, прошедшим истребление, борьбу и получившим свободу от Господа. Еще у меня прошла такая яркая ассоциация: в январе мы вспоминаем дни Холокоста, т.е. тех из нас, кто погиб, и о тех, кто выжил. Евреи проходили Египет множество раз. А фараон просто был одним из первых антисемитов. Сегодня много грязи говорят о нашем народе, об Израиле, а этот фильм – одно из тех повествований, в котором показывается, что было с нами на самом деле.

Библейская суть

Библейская суть в этом фильме раскрыта, конечно, не полностью, но повторюсь, что этот фильм – взгляд режиссера, его личное дело и личная попытка, его внутренний мир от прочтения библейской книги Исход. Но все-таки фильм отображает Моисея как сильного генерала, воина, принца Египта, который становится неким изгоем и трансформируется в послушного слугу Бога и своего народа. Он принимает вызов старейшин и Всевышнего лично для себя! Разве не в этом суть Писаний? Не в преобразовании и принятии воли Всевышнего, как это сделал Моисей?
Мы должны понять одно: этот фильм не становится основой нашей веры, это взгляд Ридли Скотта. Лично я использую этот фильм как возможность поразмышлять над увиденным и поговорить с теми неверующими, которых заинтересует данная картина. Моя вера не поколебалась от неточностей фильма, моя вера не стала крепче от его интересных моментов. Просто я понял: чтобы быть устами Бога, я даже из ничтожного должен брать полезное.

Анатолий Эмма

toraart.com

↓ Комментарии посетителей (1)
[ Показать комментарии ]

Добавьте собственный комментарий
Автор

Комментарий

Алексей
28.02.2015
Фильм отличный! очень красиво и сильно показан Моисей как лидер от Бога - его переживания и стремления. взаимоотношения с фараоном. фильм впечатлил актерской игрой и спецэфектами.
Страницы, близкие по смыслу

 Последние новости