ГлавнаяСтатьиПервая иудейская война и роль христиан в ней

Первая иудейская война и роль христиан в ней

Первая иудейская война и роль христиан в ней

...Шел 64 год от Рождества Христова. На смену Антонию Феликсу, Порцию Фесту и Луцию Албину, последовательно исполнявшим должность прокураторов Иудеи в правление императора Нерона, пришел Гессий Флор (годы правления 64-66). И Антоний Феликс, и Порций Фест упомянуты в книге Деяний, 24-26 глава. Предшественники Гессия Флора отнюдь не отличались высотой нравов, о чем мы можем прочесть в Деяниях, однако Гессий Флор превзошел их всех своей несправедливостью и жадностью. Во-первых, поощрял и всячески содействовал усилению межнациональной розни - стравливал греческое и еврейское население Иудеи. Во-вторых, постоянно провоцировал иудеев своими выходками, оскорбляющими их религиозные чувства - то опустошит храмовую казну, то потребует от народа торжественно встретить римские когорты, одновременно приказав римским солдатам не отвечать на приветствия людей, вызывая тем самым гнев и ропот народа... Всякий раз провокации Гессия Флора вызывали ропот и недовольство иудеев, часто переходившие в открытые протесты и столкновения с римскими солдатами.

"Он ответственен за ряд событий в 66 г., которые не могли не привести к настоящей войне. В Кейсарии он принял сумму в 8 талантов за разрешение спора о месте для новой синагоги. Получив деньги, он не стал принимать решения и арестовал несогласных. Он изъял из сокровищницы Иерусалимского Храма 17 талантов, что еще подлило масла в огонь. Протесты против этих действий в Иерусалиме были жестоко подавлены. Слухи о том, что Флор планирует ограбить Храм, увеличили волнения. Флор ответил на это приказом римским легионам, расквартированным в городе, разграбить рынок. Тысячи были убиты. Евреи, многие из которых были высокого положения и с римским подданством, подверглись публичному битью кнутом и распятию. Евреи никогда не видели такой жестокости в мирное время от римлян. Легионеры врывались в дома, убивая и грабя."

Собственно, с последней провокации Флора (требование торжественно встретить римские когорты) и началась Первая Иудейская война. Оскорбленные молчанием римских легионеров иудеи начали поносить Флора, что послужило сигналом к нападению римлян на толпу встречающих. Солдаты начали стегать иудеев кнутами, а когда те бросились врассыпную - догонять их и топтать лошадьми. Возникла паника, толпа народа бросилась в единственные ворота, началась ужасная давка. Огромное количество людей было раздавлено копытами лошадей или погибло под ногами толпы. Солдатам удалось прорваться с ворота города вместе с народом, после чего они предприняли попытку захвата Храма и замка Антонии. Однако народ, прийдя в себя после ужасной давки в воротах, начал объединяться в группы и давать отпор. Забрасывая римлян камнями с крыш домой, евреи одновременно перекрыли все входы в Храм, после чего Флор со своими легионерами вынужден был отступить.

Царь Агриппа II вместе со своей сестрой Береникой делал отчаянные попытки усмирить бунт. Казалось, ему вот-вот это удастся - мятежники почти послушались его, но после просьбы Агриппы подчиниться Флору мятежники забросали его самого и его сестру Беренику камнями, после чего царь и Береника были вынуждены спасаться из Иерусалима бегством. Началась война. И сразу последовала первая крупная победа повстанцев - ими была захвачена крепость Масада. Римский гарнизон Масады, осознавая неизбежность поражения и поверив повстанцам на слово, сдался на милость победителей. После чего был поголовно вырезан.

После этого по территории почти всего Ближнего Востока, от Сирии до Египта, прокатилась ужасающая резня. В городах, где преобладало эллинистическое население - вырезались еврейские общины, иногда целиком. В Кесарии, которая известна нам, как Кесария Филлипова, было убито около 20 000 евреев. Кесария, хоть и находилась на территории Израиля, была полностью эллинистическим городом, городом с греко-римской культурой, с большинством населения, не разделяющим иудейские традиции и веру. В городах, где еврейское население преобладало - аналогичной участи, только уже от рук иудеев, подвергались национальные меньшинства.

Поначалу восстание в самой Иудее имело грандиозный успех - повстанцы наступали на территории Иудеи, Галилеи и Декаполиса. Римские гарнизоны отступали и терпели поражение. Вскоре повстанцы одержали крупнейшую победу.

Наместник провинции Сирия Цестий Галл собрал армию численностью около 40 000 человек, состоящую частью из римских солдат, а частью из войск, присланных царями Агриппой, Антиохом и Сеолом, а также наемников. Предприняв попытку наступления, он дошел до Иерусалима, убивая по дороге всех несогласных и сопротивляющихся и сжигая их дома. Однако, дойдя до Иерусалима, он подвергся сокрушительной атаке иудейских повстанцев, которые, сконцентрировавшись в Иерусалиме и поддерживаемые паломниками, собравшимися на Суккот, яростно набросились на войско Цестия Галла.

Не выдержав напора, римские солдаты дрогнули и начали отступать. Повстанцы преследовали их, не ослабевая усилий. Во время отступления, больше похожего на бегство, римляне потеряли свыше пяти тысяч человек убитыми. Преследование продолжалось до Антипатриды, после чего прекратилось. На некоторое время под контролем повстанцев оказалась вся территория страны.

Не теряя времени, повстанцы начали назначать руководителей на местах, укреплять города, создавать и обучать армию, наладили выпуск национальной валюты - шекелей. Однако Нерон, обеспокоенный успехом восстания, тоже не медлил. Для подавления восстания Нерон решил воспользоваться полководческим гением римского военачальника Веспасиана, до этого успешно подавлявшим восстания в Британии и Германии. И Веспасиан, отправив своего сына Тита в Египет собирать силы на юге, отправился в Антиохию собирать свою армию. В Антиохии Веспасиан собрал мощную армию, присоединил к ней силы всех союзных царств, включая войско Агриппы II, и, после прибытия Тита с войском двинулся на штурм Галилеи.

Несмотря на героическое сопротивление повстанцев, через три месяца римским войскам удалось полностью взять под контроль территорию Галилеи. Веспасиан уверенно, хоть и довольно медленно, продвигался на юг, к Иерусалиму. В 67 году иудеи контролировали всю Иудею и большую часть Идумеи, а в 69 году под контролем повстанцев остались только Иерусалим и Масада.

А дальше начинается самое интересное. Под натиском римлян, терпя поражение за поражением, повстанцы начали терять выдержку. В их среде начались конфликты, повстанцы обвиняли в поражениях центральное руководство.

Кроме этого, в среде повстанцев выделились различные течения - от относительно умеренных, до ультрарадикалов. Постепенно, теснимые римлянами, повстанцы начали стекаться в Иерусалим. В результате, внутренние противоречия в среде самих повстанцев привели к тому, что зимой с 68 на 69 год умеренные повстанцы были вырезаны радикальными, после чего власть в Иерусалиме перешла к трем одиозным лидерам - Иоанну, Симону и Элиэзеру, каждый из которых имел собственную армию, исповедовал радикальные взгляды и вел непримиримую вражду со своими соперниками. В Иерусалиме началась жестокая война между тремя враждующими между собой группами повстанцев-радикалов.

Веспасиан, находившийся недалеко от Иерусалима, принял решение выждать, пока враждующие между собой повстанцы-патриоты перережут друг друга. Однако вынужденное самоубийство Нерона вынудило его отбыть в Рим, охваченный гражданской войной. Оставив завершать иудейскую компанию своему сыну Титу, Веспасиан отправился в Рим, где вскоре был коронован на императорский трон.

Тит продолжил войну. В Кесарии он сформировал армию для осады Иерусалима, которая вскоре подошла под его стены. Как раз в этот момент патриоты-повстанцы под командованием Иоанна закончили вырезать патриотов-повстанцев под командованием Элиезера. К слову сказать, во время иерусалимской войны патриоты-повстанцы активно уничтожали продуктовые запасы в городе, в основном для того, чтобы ослабить своих соперников из конкурирующих группировок. В результате ко времени подхода Тита к стенам Иерусалима в самом городе разразился ужасный голод. От голода погибли тысячи мирных жителей Иерусалима и часть самих повстанцев. Случаи людоедства были нередки, матери варили и ели собственных детей.

Но даже после того, как римляне осадили город, патриоты продолжали с упоением резать друг друга, выясняя, кто из них патриотичнее. И только после первой атаки римлян на северную стену до них дошло, что пора начинать сотрудничать между собой. Им удалось организовать оборону и даже несколько успешных контратак. Римляне использовали самые современные на то время стенобитные орудия и осадные башни, однако у повстанцев тоже хватало этого добра, захваченного еще у Цестия Галла. В итоге, римлянам удалось овладеть Иерусалимом только через полгода, а вся компания по осаде города, начатая Титом в Кесарии, заняла полтора года.

В итоге Иерусалим был разрушен, а от Храма не осталось даже камня на камне...

"Победа стоила Риму больших трудов. Часто целые месяцы требовались, чтобы продвинуться на сотни метров. Многочисленные ловушки и диверсии стоили жизни тысячам захватчиков.

Самой страшной бедой во время осады Иерусалима был голод. От голода погибло больше, чем в боях. Сокращение рациона было таким большим, что тысячи были убиты за кусок хлеба. Мера пшеницы стоила 3000 шекелей.

Тит при каждом удобном случае предлагал условия сдачи. И тысячи евреев были убиты при попытке сдаться. До последнего момента после разрушения Храма переговоры даже не рассматривались. Даже когда Тит обещал оставить жизни, осажденные продолжали сражаться.

На каждом захваченном участке римляне вырезали жителей и забирали все ценное. Иерусалим был настолько богат, что стоимость золота по всей империи уменьшилась на 60%. Многие из евреев, которые сдались, глотали золото, пытаясь спрятать его от захватчиков. Когда это стало известно, сирийские наемники начали резать пленников, чтобы порыться у них во внутренностях. Это произошло, несмотря на обещание помилования.

Предполагается, что в Иерусалиме погибло более 1 200 000 евреев. В это число входят мирные жители, а также те, кто погиб от голода и был убит. Как пишет Иосиф Флавий «… мостовую не было видно под телами… не было ни одного уголка города не покрытого их телами…». В конце римляне спотыкались о груды тел, чтобы добить тех, кто еще был жив. Мертвых просто сваливали в кучи на улицах.

Из 250 000 выживших, несражавшихся мирных жителей города половине было позволено идти на все четыре стороны и селиться где-нибудь еще. Другая половина была продана в рабство. Их было так много, что цены на рынке рабов достигли абсолютного минимума всех времен. Предводители и сражавшиеся были казнены, распяты или отправлены гладиаторами в театры по всей империи. Самые высокие и сильные были отправлены в Рим на победные торжества. Симон, один из захваченных руководителей восстания, был казнен во время этих торжеств.

Также в Рим были отправлены сокровища из Храма. Менора Ирода, отлитая из золота, была главным трофеем. Другие трофеи включали в себя монолитные столы из золота, многочисленные золотые сосуды, шелка, специи и пожертвованные деньги. О размерах сокровищ до сих пор напоминает Триумфальная арка Тита в Риме."

Описываемые мною события - всего лишь иллюстрация к словам Иисуса Христа: "видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне." Но я хочу задать сейчас главный вопрос - а где все это время находилась христианская община Иерусалима? Где находилась, и чем занималась иерусалимская община, возглавляемая Петром, Иаковом и другими апостолами? Учитывая, что это были времена Нерона, Петр, возможно, в это время находился в Риме, а Иаков был уже убит. Но община города Иерусалима жила, возглавляемая апостолами и находилась в городе. Чем занималась эта община? Интересно, правда? И вот тут настало время проводить параллели и аналогии. Давайте попробуем смоделировать ситуацию. Чистой воды фантазия, но в контексте событий и поведения евангельской церкви Украины эта фантазия имеет право на жизнь. Итак, поехали:

Христианская община Иерусалима, возмущенная до глубины души постоянным "звырячым побыттям мырных иудеев" приняла участие в Иерусалимском Майдане против Гессия Флора. Вместе с "мырнымы иудейскими протэстувальныками" христиане Иерусалима гневно обличали злочинну владу Гессия Флора и римского императора Нерона, а затем, когда начались открытые военные действия, массово пошли записываться в ряды зилотов, сикариев и волонтеров. В своих общинах христиане Иерусалима возносили непрестанные молитвы за героев-патриотов, сражавшихся против агрессора-Рима и постоянно делали сборы, закупая для патриотов качественную дамасскую сталь для мечей и провиант.

Все это время христиане Иерусалимской общины и всего Израиля обвиняли христиан Рима в малодушии и рабском поведении и без остановки призывали римских христиан перестать вести себя, подобно рабам, и свергнуть злочинную владу в лице Нерона по примеру самих израильских христиан, восставших "проты злочынной влады" в лице Гессия Флора. В ответ христиане Рима жалко оправдывались, приводя в свое оправдание места Писания о подчинении всякой человеческой власти, но все было тщетно - христиане Израиля совместно с патриотами одержали убедительную победу и наконец-то стали свободными. Христиане Рима это понимали и жутко завидовали своим собратьям, но, не в силах побороть рабскую покорность, все не выходили и не выходили на Майдан в Риме.

А затем агрессор усилился и ввел свои войска в свободный Израиль. И патриоты начали терпеть поражение за поражением. А христиане Израиля и иерусалимской общины, завернувшись в национальные одежды и обмотавшись флагами Израиля, продолжали просить у Бога помощи для патриотов. А помощь все не приходила и не приходила. И повстанцы-патриоты, отступая, постепенно оказались в ловушке, за стенами Иерусалима. Вместе с иерусалимской общиной. А дальше вы знаете....

Конечно, все было совершенно не так. Нет, если бы на месте христиан Иерусалима и апостолов были украинские патриоты-христиане и Главы украинских конфессий из ВСЦиРО, можно было бы не сомневаться, что события происходили бы именно таким образом, как я описал в своей нелепой фантазии. Но слава Богу, в иерусалимской общине не нашлось ни одного христианина-патриота, там, к счастью, были одни христиане. Итак, как же все таки сложилась судьба христиан из общины города Иерусалима, которая сформировлась из евреев-христиан в первом веке нашей эры и руководилась апостолами?

В 62 году первосвященником Анной, сыном того самого Анны, тестя Каиафы, в доме которого Иисусу впревые был нанесен удар по лицу после ареста в Гефсимании, был казнен апостол Иаков и некоторые другие христиане. После чего сам Анна был лишен звания первосвященника царем Агриппой II, получившим жалобу от лояльных к христианам жителей Иерусалима. Когда же разгорелось восстание против римлян, иерусалимская община не примкнула к нему, продолжая служить Богу. При этом подвергалась постоянному давлению со стороны повстанцев и раввинов. Кстати, когда в 135 году , спустя несколько десятилетий после Первой иудейской войны в Израиле вспыхнуло новое национальное восстание под предводительством лжемессии Бар-Кохбы, христиане Израиля также не примкнули к нему и были зверски и беспощадно истребляемы за это израильскими патриотами.

Но вернемся к Первой иудейской войне. Иерусалимская община находилась в городе с начала восстания и до того самого момента, когда легионы Тита двинулись из Кесарии в направлении Иерусалима. После чего Господь повелел христианской общине Иерусалима покинуть город. Иерусалимская община в полном составе вышла из города и перебралась в городок Пеллу, находящемуся на левом берегу Иордана в Десятиградии. До осады Иерусалима Титом оставалось несколько недель. Христианская община Иерусалима застала междоусобицу предводителей повстанцев в Иерусалиме и была свидетелем резни патриотов друг с другом. Об отношении патриотов и патриотически настроенных израильских раввинов к Иерусалимской общине в те дни свидетельствуют два факта:

66—70 годы: Первой иудейской войны, закончившиеся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса[8] и указание на то, что отныне именно они стали истинными «сынами Завета».

около 80 года: внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины.

Другими словами, за отказ принять участие в восстании и национально-освободительном движении времен Первой Иудейской войны христиане Иерусалима были обвинены патриотами в предательстве и измене, а религиозными раввинами - прокляты и отлучены от синагоги. В некоторых ортодоксальных раввинистических кругах Израиля по сей день проклинают иерусалимскую общину, вышедшую в Пеллу перед осадой Иерусалима Титом.

Пришло время вынырнуть из глубокого прошлого и вернуться в нашу действительность. Ни у кого не возникло подозрения, что поведение и реакция христиан Иерусалимской общины времен Первого Иудейского восстания несколько отличается от реакции и поведения украинских христиан-патриотов времен украинской "революции достоинства"? Я говорю, естественно, не о всех украинских христианах, а только о тех, кто активно поддержал эту самую "революцию достоинства".

Нет, можно конечно предположить, что украинские христиане-патриоты любят свою страну, Украину, в несколько раз больше, чем члены Иерусалимской общины - свой Израиль. И именно недостаток любви к Израилю заставил евреев-христиан вести себя так непатриотично. Можно также предположить, что израильские патриоты зилоты и сикарии были неправильными израильскими патриотами, и их не стоило поддерживать, а вот украинские патриоты из числа "Правого Сектора", добровольческих батальонов и ВСУ - правильные патриоты и их нужно поддерживать. Возможно, я вообще пытаюсь сопоставить несопоставимые вещи, так как сравнение Израиля времен первого века с Украиной времен двадцать первого более чем некорректно - там метрополия и колония, а тут вильна и незалежна демократична держава...

Возможно. Хотя, думаю, дело тут вовсе не в этом. Дело тут в другом. Дело в том, что христиане из Иерусалимской общины, в отличие от современных дешевок-патриотов, думающих, что они христиане, готовы были претерпеть гонения, унижения и мученическую смерть от кого угодно - от римских завоевателей, от израильских зилотов и сикариев, от раввинов и первосвященников, - да хоть от самого дьявола, лишь бы остаться верными Христу и Его учению и не отступить от этого учения ни на шаг. И не отступали. И претерпевали. И благодаря им сегодня весь мир узнал о Христе.

Глупцы и невежды, рассуждающие о свободе и достоинстве, полученном на Майдане! Разве вы не знаете, что истинная свобода может быть лишь во Христе, и эта свобода - свобода от греха? На Суде Христовом вы встретитесь с христианами из Иерусалимской общины, в том числе и с теми, кто погиб от рук патриотов-мятежников Бар-Кохбы за отказ примкнуть к восстанию и расскажете им о своем патриотизме, любви к Родине и жестоком агрессоре, который хотел вас завоевать.

Вы все еще полны энтузиазма и патриотического рвения? Патриоты Иоханана уже наточили мечи и готовы к истреблению патриотов Элиезера. Продуктовые запасы Иерусалима также подходят к концу - вы и сами это прекрасно знаете, без меня. Уповаю на то, что Господь вскоре выведет Своих в Пеллу, ну а Тит уже в Кесарии и готовится к походу на Иерусалим во главе своих четырех легионов, пяти тысяч Египетских копейщиков и армии союзных царей. 

Блог НЕевроочарованного украинского баптиста

↓ Комментарии посетителей (1)
[ Показать комментарии ]

Добавьте собственный комментарий
Автор

Комментарий

Не христианин, но сочувствующий
5.08.2015
Вообще искал статью о первой Иудейской войне и именно о положении христианской общины, за сие спасибо. А вот за вторую часть СПАСИБО отдельное и большое. Особенно за "обмотавшись флагами Израиля"
С почтением и уважением ко всем людям доброй воли.
Страницы, близкие по смыслу

 Последние новости