ГоловнаСтаттіПроповедь на Рождество Христово

Проповедь на Рождество Христово

фото: П. Цветков

Тихим и незаметным стало пришествие в мир Спасителя. В пещере для скота, в яслях для корма животных лежит Христос, повитый пеленами. Мудрецы-иностранцы издалека пришли поклониться Ему, водимые звездой. Бедные пастухи, пасшие ночью овечек, узнают благую весть от ангелов и спешат к Царю, лежащему на соломе.

Где величие? Где торжественная встреча Того, Кто является «чаянием языков», т. е. упованием, надеждой народов, всего человечества? Христос тих и незаметен. Величие тайны воплощения Бога не нуждается во внешней грандиозности. Сегодня высочайшая слава Божия явлена в Его великом смирении, Его умалении до человека, до пеленок, до слабости младенца.

«Христос раждается — славите!» Слава Божия не нуждается в поклонниках, от наших славословий она не возрастает. Наш слабый ум не в силах вместить, осознать величие происходящего в полноте, но мы сами нуждаемся в том, чтобы хоть отчасти понять, что сделал для нас Бог, для чего Он воплотился, как нужен нам этот Младенец, лежащий в яслях.

Святитель Феофан Затворник говорит, что наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова — пробный камень нашего отношения к Богу. Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении.

Вывод из слов святителя такой: если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти. Значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели. Это состояние иначе называется смертью души: когда человек не чувствует, болен он или здоров? — только когда он мертв.

Если же ты понимаешь, не умом только, но в самой глубине души чувствуешь, что ты грешник, и грехи твои тяжкие — радуйся, грешник, веселись о воплощении Бога-Слова, потому что сегодня родился твой единственный Врач, чтобы исцелить тебя от греховных язв, воскресить погибающую душу твою!

Незаметно пришел Христос на землю: Он открылся только ищущим Его. Незаметен Он и сегодня, потому что кто ищет Его? Кто увидел свою духовную болезнь? Кто отдаст себя в руки Небесного Врача? Спала земля в Рождественскую ночь — спит и сегодня смертным сном, и только страшные потрясения пробуждают некоторых, чтобы они огляделись и ужаснулись своей погибели.

Что мешает нам жить спокойно и радостно, предаваясь всем земным утехам? Когда мертва душа, беспокоит только одно — тело. Оно болеет, оно стареет, оно может умереть. Что-то можно исправить лекарствами, но только на время. Что делать, когда уже и сами органы тела не в силах выполнять своего назначения, когда не помогает лечение и они выходят из строя? Нужен донор. Если заражена кровь — нужен донор с чистой кровью, останавливается сердце — нужно новое сердце. Где взять? Хотелось бы все заменить, все обновить — люди с надеждой смотрят в будущее, ждут клонированных доноров, искусственных людей. Но кто клонирует нам новую душу, чтобы заменить эту — безнадежно больную?

Что увидим мы, если внутрь себя заглянем? От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, не очищенные и не обвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 6), — таково состояние наше, изображенное пророком Исаией.

Кто заменит наше сердце? Об этом просил царь Давид, говоря: Сердце чисто созижди (т. е. создай заново) во мне, Боже. Он же просил: Приклони небеса Твои и сойди (Пс. 143, 5), и Господь исполняет это: наклоняет небо и сходит на землю, становится Человеком. Не переставая быть Богом, становится во всем, как я человеком, кроме греха. Стал единственным здоровым Человеком, новым Адамом, чтобы всего меня обновить Собой.

Старое уже не исправить — необходимо все новое. Если я воспринимаю Христа как своего Спасителя — в сердце своем, и с верою прошу исцелить — Он становится моим духовным донором. Он всего Себя дал мне, чтобы всего меня — от головы до ног — исцелить Собою, сделать меня новым человеком.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис. 9, 6) — Сын Божий дан нам! Дан нам в полноте. Мы без страха сгореть подходим к Богу, потому что Он скрыл Свой огонь Божества под естеством человеческим. В крещении Он одевает нас в Себя: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

Он дает нам Свое Тело и Кровь в Причастии, и наше сердце оживляется живительными токами благодати — подобно тому, как донор дает свою кровь больному, только в духовном смысле. Мы легко очищаемся в покаянии, потому что в соединении с Ним, чистым, не уживаются наши грехи.

Как Он врачует! Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда рану лечит обычный врач, часто на теле остаются следы от раны — рубцы, а когда Господь исцеляет душу, то никаких рубцов и следов не остается — человек получает полное, совершенное исцеление.

Вот зачем пришел Христос — всего Себя дать нам, обновить Собою человека, совершенно исцелить нас от наших греховных язв. Для этого Он лежит сегодня в яслях скотских, терпит младенчество, холод, нужду в чьей-то помощи. Он умалился до Человека — ради нас.

Дай нам, Господи, почувствовать милость Твою к нам, дай нам осознать, какую полноту спасения, исцеления Ты даруешь нам, хоть мы недостойные и грешные — и мы будем славить Тебя во веки веков!

Священник Максим Шиткин

Отрок. ua

Сопоставления
Писание призывает христиан к сопоставлению. Например, к сопоставлению с самим собой:

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность…
Если это в вас есть и УМНОЖАЕТСЯ, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.»
(Второе послание Петра 1:5,8)

Если благочестие христианина улучшается (умножается), то он на правильном пути. Также можно сопоставлять свои трудности с теми трудностями, которые перенес Христос:

«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.»
(Послание к Евреям 12:3)

Сопоставление себя со Христом способствует росту веры и благочестия. Но в современном мире из-за моральной деградации люди используют данную им Богом способность к сопоставлению совершенно неправильно. Они смотрят не на свое благочестие, благочестие Бога или других людей, а на внешние, часто плотские вещи. Кто какую кушает еду. У кого она вкуснее и экзотичнее? Кто в какую одежду одевается? Кто живет в лучших условиях, ездит на лучшем автомобиле? Кто лучше отдыхает и получает больше удовольствий от жизни?
Такое искаженное сопоставление рождает, во-первых, зависть, что уже плохо, так как зависть – это нарушение одной из десяти заповедей. А во-вторых, такое неправильное сопоставление искажает Божье учение о счастье. Есть вполне ясное и проверенное временем учение о том, что делает человека счастливым – блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, милостивые, чистые сердцем и т.д (Матф 5:2-12). Все эти причины счастливой жизни можно выразить одним словом – благочестие. Именно благочестие дает человеку счастливую жизнь. Кто более благочестив – тот и более счастлив.
Если христианин благочестив, то он находится в Божьей гармонии и самая обычная человеческая жизнь способна принести ему удовлетворение. Простая еда, простая одежда и жилье. Именно в таких условиях жил Христос и Его ученики. Но были вполне удовлетворены и довольны. Так, что многие другие хотели присоединиться к ним и жить так, как они.
Но в современном мире все перевернуто с ног на голову. Мысли людей искажаются, и они уже начинают верить, что счастье им принесет обладание материальными благами – какой-то особенной едой или одеждой. Автомобилями, яхтами, дорогой недвижимостью. А также верят в то, что можно быть счастливее при наличии разнообразных развлечений для души и тела.
Все больше и больше людей погрязают в этом обольщении, начиная соревноваться с другими в гонке потребления. И это очень печально, так как может привести к трагическим последствиям. Похожая ситуация сложилась в человеческом обществе перед Потопом:

«И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет…
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…»
(Книга Бытие 6:3,5)

В дальнейшем, в Быт 9:11 Бог пообещал, что больше не будет наводить на землю потоп. Но это не значит, что человечество не будет наказываться за пренебрежение Духом Божьим. Наоборот, есть грозные пророчества о таких наказаниях:

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
всё же это — начало болезней.»
(Св. Евангелие от Матфея 24:6-8)

Стоит сказать, что современное общество чрезвычайно быстро приближает неотвратимое наступление этих бедствий и катаклизмов.
 

↓ Комментарии посетителей (1)
[ Показать комментарии ]

Добавьте собственный комментарий
Автор

Комментарий

Олег
23.12.2014
Слава Богу за проповедь твою брат.
Страницы, близкие по смыслу